На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 850 подписчиков

Эксперт: Акция оппозиции провалилась с треском – не знали куда и за кем идти

В Москве, Петербурге и еще в ряде крупных российских городов прошли несанкционированные акции, целью которых было поддержать отбывающего срок во Владимирской области Алексея Навального. По официальным данным, в Москве было зафиксировано около 6 тысяч протестующих, в Питере около 4.5 тысяч, во всех остальных российских городах около 14 тысяч. А ведь далекие от российских столиц организаторы в соцсетях заявляли, что полстраны поднимется. Ну, как минимум полмиллиона светлых людей то точно выйдет...

«КП» попросила оценить прошедшие акции известного политолога Марата Баширова.

- До начала сегодняшних акций в поддержку Навального проходила информация, что по всей стране выйдут десятки, сотни тысяч людей - что в итоге?

- Замах оказался шире, чем удар. Но есть вопрос, который возникает не только у сторонних наблюдателей, политологов: а куда ушли направленные на «протест» деньги? Ведь помимо донатов были, не исключено, и иные привлеченные средства. Как можно предположить, люди, которые входят в руководство ФБК, понимают, что совсем скоро их организацию могут в России признать экстремисткой.

- Пока не признали.

- Есть представление прокуратуры, нужно решение суда. Это, полагаю, вопрос не долгого времени.

- Вы полагаете, эти гуляния - финальный, не очень звучный аккорд?

- Аккорд, скорее всего, именно завершающий. Есть ощущение, что вскоре от ФБК отвернутся. Одно дело - работать с организацией, которая действует в правовом поле. Среди гражданских сообществ. Другое дело, когда ты переводишь деньги - а в этой истории без денег вообще ничего не происходит - организации, которая занимается экстремизмом. Ты не просто 10 раз подумаешь. Ты, наверное, спросишь у 10 друзей и получишь 10 ответов «не ввязывайся в эту историю»! Потому что экстремизм - это разрушение государства. С этим не хочет связываться почти никто. Политическая борьба и экстремизм - разные вещи.

- Вы увидели, что сегодняшние акции были хоть как-то и кем-то организованы и к чему-то вели?

- Были те, кто, возможно, считали себя организаторами, но это не те люди, которые организовывали противодействие силовикам, например, в январе. Было немало фриков. В какой-то момент во главе оказался какой-то дед в трусах с повязкой на голове, размахивающий флагом.

- В январе были попытки силового противодействия правоохранительным органам - сейчас уже нет?

- Протест сдулся, многие увидели, что в январе были явно подкупленные люди, которые шли на прямое столкновение с силовиками. И они в большинстве своем были выявлены, задержаны, и им были предъявлены уголовные обвинения. И, скорее всего, они сядут. А силовики, оценивая возможную жесткость действий, сначала анализируют поведение толпы. То, что я видел в среду в Москве - это в большинстве своем были студенты, фрики и некоторое количество бабушек с дедушками, которые всегда бродят по митингам в столицах. И дискутируют с ОМОНом.

- Таких не разгоняют?

- Эта не та группа опасности, чтобы против них применять жесткие меры. Потому задержания были выборочными. Но не было решения о разгоне.

- Толпу легко вести?

- Достаточно легко, если у вас в авангарде человек 10 активистов - и в хвосте еще человек 10. И между ними постоянная связь. И тогда вы сможете вести толпу в несколько тысяч человек. И будет казаться, что у этой толпы есть цель. А здесь и силовики сработали на упреждение, но главное, кто-то не нанял этих людей, которые поведут за собой. И вновь возвращаемся к вопросу, а куда делись огромные деньги, выделенные на вот это все?

- Супруга Навального Юлия в центре Москвы появилась, но центром организации протеста не стала.

- Кто-то назовет это осторожностью, кто-то трусостью. Но ее задачей, думаю, было просто засветиться - и чтобы ее не задержали. Впрочем, когда ты ходишь в толпе из нескольких сот или тысяч человек, никто не знает, что тут рядом жена или мама оппозиционера - ну кроме журналистов. Делается все это как правило для пиара, для картинки. Жена появилась, засветилась, и вскоре удалилась.

- Вы сказали, что этот протест сдулся.

- Давайте разделим. Протестные настроения в обществе есть. Среди молодежи они довольно велики - и это закономерно для многих времен. Сегодня силовики показали, что можно разъяснять спокойно, где грань нарушения закона. Протесты, возможно, еще будут, но на организации, которая их затевала, похоже, можно ставить крест.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх