На телеканале Россия-24 вышел многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи». В этой работе подробно разбираются обстоятельства того, почему в России в 1917-м году оказались возможными сначала свержение многовековой монархии, а потом и установление диктатуры агрессивного меньшинства.
«КП» обратилась за комментарием к Председателю Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, гендиректору Государственного центрального музея современной истории России Ирине Великановой.
- Вышел дискуссионный фильм Тихона Шевкунова «Гибель империи» - вы согласны с выводами его автора?
- Про те события, 1917-го, в России до сих пор точно не забыли - и о них продолжают спорить. Когда была выставка «Белого движения» - она много серьезных дискуссий вызвала.
- Дискуссии вызывают и роли элит в потрясениях страны, которая оказалась на перепутье?
- Мы с вами знаем прекрасно, что консенсуса в российском обществе по поводу такого значимого события в истории России в ближайшее время нет и не предвидится. Дискуссия, которая развернулась вокруг документального сериала митрополита Тихона, посвященная великим потрясениям 1917 года - она еще раз подчеркивает злободневность тематики, которую он выбрал. И подчеркивает его мужество.
- Мужество? В чем?
- Он не побоялся обратиться к этой болезненной теме спустя сто лет.
- Пошел наперекор общественному мнению - ну, как минимум, части тех, кто на это мнение влияет?
- До сих пор нет консенсуса, кто прав, а кто виноват был в 1917 году. Тут не то, чтобы вырисовывается консенсус - тут наблюдается, с одной стороны, отрицание от потомков проигравших и, с другой, приятие от потомков победителей.
- Но это все же не общая картина.
- Мы с вами понимаем, как люди, которые имеют широкое гуманитарное образование, что в любой революции есть гуманитарные предпосылки. Они социально-экономического характера. Митрополит Тихон говорит о проблеме разобщенности и повальной деградации лиц, в чьих руках оказались сосредоточены основные рычаги социально-экономического и политического влияния на жизнь огромной страны.
- У них оказались рычаги - а у императора не оставалось ничего, кроме его имени и титула?
- О чем говорит Тихон - о том, что Николай Второй в критической ситуации оказался практически в полной изоляции. От него отвернулись не только высшие сановники и представители финансово-экономических кругов, генералитета и члены правящей династии, но и даже лица из высшего духовенства. И даже Великие князья тогда разгуливали с красными бантами.
- Николай Второй оказался не способен предчувствовать развитие ситуации именно в таком ключе?
- Владыка Тихон не раз поднимал эту тему: потенция к предательству национальных элит. Которые в критический момент оказались консолидированы к выступлению против монарха. И оказались способны к потворству к перевороту в воюющей стране.
- Эта тема вновь становится актуальной сегодня?
- Конечно. Россия сегодня, как и не раз в прежние эпохи, находится в условиях противостояния с Западом. И в условиях санкций. И мы должны задумываться об уроках, которые уже случались в нашей истории.
- В чем актуальность тех уроков?
- В февральской революции было несколько ключевых компонентов. Которые выразились в заговоре крупного капитала, части помещиков и ряда союзников России по Антанте. Целью которых, в принципе, было не свержение монархии на корню, а замена Николая на более адекватного ( с их точки зрения), чем здравствующий император, управленца.
- Который был должен был сделать что - отдаться на волю демократического потока?
- Там каждый преследовал свою цель. Государственность разрушалась. Революционная демократия» в лице эсеров и большевиков стремилась к установлению демократической республики. Самая могучая составляющая - ее мы видим в фильме - это бунт рабочих в Петрограде. Чем можно объяснить отказ воинских частей стрелять в протестующих женщин в феврале 1917-го? Только тем, что солдаты сами еще вчера были крестьянами и оказались солидарны с самыми тривиальными требованиями протестующих. Хаос наступал и предательство торжествовало.