На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 846 подписчиков

Выдающемуся артисту Аркадию Райкину 24 октября исполнилось бы 110 лет

КАК ОН НЕ СТАЛ ЗВЕЗДОЙ ТЕАТРА МЕЙЕРХОЛЬДА

Аркадий Райкин утверждал, что актерский талант перешел к нему по наследству от отца. Тот относился к театру с величайшим презрением, считая это занятие несерьезным и пустым (сам он работал лесным бракёром в морском порту - то есть проверял качество привозимой древесины - и считал это настоящей, достойной, «правильной» профессией, не то что по сцене прыгать). Но периодически он начинал с невероятным артистизмом рассказывать домашним всякие байки, импровизировать, изображать знакомых. Райкин с легкой горечью думал, что отец загубил свой настоящий талант: «Есть люди - и отец был из их числа,- которые свою жизнь строят в соответствии с общепринятыми нормами. Точнее сказать, с теми нормами, которые они считают общепринятыми... Жизни слишком часто свойственно заглушать голос человеческой природы, искажать его и ставить это искажение условием выживания человека».

Однажды отец увидел, как маленький Аркадий перед зеркалом изображает клоуна - и в ужасе накричал на него, словно застукал за чем-то постыдным: «Что?! Быть клоуном?! Еврею? Никогда!» Всю жизнь он боролся с увлечением сына: в детстве пытался сделать из него скрипача (это занятие почему-то представлялось куда более солидным), в подростковом возрасте отказывался впускать в квартиру, когда Аркадий поздно возвращался из театра (а из театра юноша не вылезал - некоторые спектакли смотрел по двадцать раз). Исаак Райкин смирился с выбором сына, только когда тот стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады - и, главное, получил за свои успехи награду в виде жилплощади, роскошной комнаты в коммуналке.

Во время Первой мировой войны семья переехала в спокойный город Рыбинск, а после окончания Гражданской - в Петроград. Там юный Аркадий стал не только театралом, но и горячим поклонником эстрадных артистов (особенно он любил Утесова). При этом активно участвовал в самодеятельности и даже выступал в профессиональных театрах, и в конце концов поступил в Институт сценических искусств. Сначала на кинематографическое отделение, на курс выдающихся режиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева, потом перешел на театральное - потому что Козинцев и Трауберг просто не являлись на занятия: они были слишком заняты на съемках своих картин. С Козинцевым Райкин в конце концов подружился. А вот с кинематографом ему как не повезло с самого начала, так и не везло всю жизнь: фильмы с его участием (именно фильмы, а не телеверсии спектаклей) можно перечислить по пальцам.

Не повезло, в общем-то, и с театром - хотя Райкин очень многому научился у своих мастеров. В молодости его звал к себе Всеволод Мейерхольд. Он просто заметил в зале молодого человека, пришедшего на репетицию, внимательно рассмотрел, задал один-единственный вопрос «Чей вы ученик?»... А через пять минут администратор объявил Райкину, что тот принят в труппу и уже введен в спектакль «Дама с камелиями»! Но молодого актера отговорили идти к Мейерхольду: намекнули, что его театр уже попал в немилость к власти, и связываться с ним было бы недальновидно. Райкин рассказывает об этом в мемуарах с иронией и печалью - но ведь и правда неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы он приглашение принял.

КАК СТАЛИН УГОЩАЛ ЕГО ВИНОМ

К 1939 году Райкин стал уже довольно известным артистом-эстрадником - настолько, что его пригласили на концерт в Кремле в честь 60-летия Сталина. Концерт он пропустил из-за накладки: ему сказали, что Сталин решил отменить торжество. Но в последний момент вождь все-таки передумал, а Райкин уже куда-то убежал по своим делам, и его не смогли найти. Все выяснилось вечером, когда концерт уже закончился, и Райкин лег спать огорченный. В пять утра ему позвонили и сообщили, что начинается вторая, вообще не запланированная часть концерта, так что через полчаса необходимо быть в Кремле. В панике Райкин прибыл в Кремль, думая только о том, где бы выпить чаю (голос у него спросонья сел). Выступал он, стоя в двух метрах от Сталина. Тот налил Райкину вина, потом усадил рядом с собой, провозгласил тост («За талантливых артистов, вот вроде вас!»)... В общем, отношения у них сложились: потом Сталин приглашал Райкина выступать к себе на дачу, а Райкин звал его к себе на концерты (и хранил ответы: «Многоуважаемый тов. Райкин! Благодарю Вас за приглашение. К сожалению, не могу быть на спектакле: очень занят. И. Сталин»).

В том же 1939 году, в 27 лет, Райкин устроился в только что созданный Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Тогда никто не мог предсказать, что этому театру суждено блестящее будущее (нынешний «Сатирикон» - его прямой преемник). Наоборот, многие думали, что его вот-вот прикроют (в 1946-м эта участь постигла Театр эстрады и миниатюр в Москве). Но нет, ленинградский театр каким-то чудом продолжал существовать - возможно, личная симпатия Сталина к артисту сыграла какую-то роль?..

Был Райкин знаком и с Брежневым - причем встретились они, когда Леониду Ильичу до статуса руководителя государства было еще как до Луны пешком. 21 июня 1941 года Театр миниатюр был на гастролях в Днепропетровске, и Брежнев, секретарь местного обкома, присутствовал на банкете в честь приезда артистов. Он начал ухаживать за супругой Райкина, Руфью Иоффе, подливал ей вина, заигрывал с ней. Рассказывают, что Райкин, наблюдавший за всем этим, был в бешенстве. Но на следующий день началась война, и пришлось забыть и про ревность, и про гастроли по Украине...

В 50-е Райкин был уже без преувеличения кумиром всего Советского Союза, и его слава не угасала несколько десятилетий. А Брежнев все это время оставался его верным почитателем, и Аркадий Исаакович не раз обращался к нему за помощью. Например, однажды решил вступиться за целительницу Джуне Давиташвили, у которой возникли проблемы с представителями официальной медицины - и именно после письма Райкина Брежневу Джуна получила квартиру, прописку и работу.

Самым ценным приобретением Театра миниатюр, руководителем которого на протяжении долгих лет был Райкин, стал Михаил Жванецкий - одессит, выступавший с Романом Карцевым и Виктором Ильченко в самодеятельности. Райкин заметил эту троицу на гастролях, после чего совсем молодые Миша, Роман и Витя бросили свои одесские работы и отправились в Ленинград. Отношения с Райкиным у Жванецкого складывались крайне непросто. Райкин утверждал, что первые монологи Жванецкого, несмотря на проблески таланта, были вялыми и туманными. Жванецкий вспоминал, что первые два года в Ленинграде провел «без копейки и работы».Но со временем он писал все лучше и лучше - и в итоге стал завлитом театра, заодно придумав монологи и сценки, ставшие легендарными. «В Греческом зале, в Греческом зале!» «Я попробовал - во рту тает! Вкус спесьфисський!» «А зовут вас как? - «Авас». - «Меня Николай Степанович, а вас?» - «Авас». Какие райкинские фразы и сценки в 2021 году помнят лучше, чем эти?

Однако Райкин писал: «Должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости. Он с ходу отвергал все, что ему приносили другие авторы,- и плохое, и хорошее. Ему как писателю, причем писателю с ярко выраженным собственным стилем, собственным видением мира, почти ничего не нравилось. Все хотелось переделать...» Конечно, Райкин понимал масштаб таланта своего завлита - и все-таки через несколько лет их дороги разошлись навсегда.

КАК ОН РАССТРАИВАЛ ВРАЧЕЙ, СУЛИВШИХ ЕМУ СКОРУЮ СМЕРТЬ

В 13 лет Райкин заболел ревмокардитом. Болезнь протекала крайне тяжело, врачи полагали, что мальчик запросто может умереть. В 26 случился рецидив - и снова врачи выдавали самые печальные прогнозы: мол, даже если пациент выживет, останется инвалидом и никогда не может выступать на сцене... Именно тогда, после разговоров с врачами, Райкин, совсем молодой человек, поседел.

Он вспоминал, как один профессор, светило медицины, открытым текстом порекомендовал его родителям сэкономить деньги, не тратить их на лекарства: ведь пациенту все равно остались считаные дни. Через несколько лет Аркадий Исаакович встретил профессора на Невском, подошел к нему - и вдруг заметил, что врач смотрит на него с укоризной: «дескать, что же это вы, сударь, подвергаете сомнению мой диагноз? Я был для него не столько одушевленным предметом, сколько ходячим подтверждением его досадной ошибки».

Да, он выкарабкивался, но ревмокардит и проблемы с сердцем преследовали его всю жизнь и подточили силы. К середине 80-х он уже выглядел совсем глубоким стариком - а ведь ему было всего-то немного за 70. Но ум его оставался вполне молодым, и мириться с болезнями и старостью Аркадий Исаакович отказывался. Он работал над новыми постановками, а за несколько месяцев до смерти отправился с театром в гастроли по США, хотя врачи категорически и в один голос заявляли, что этого делать не надо.

Но гастроли были триумфальными. Константин Райкин вспоминал: «Я такого раньше никогда не видел и, наверное, не увижу. Представьте освещенный зал на две с половиной тысячи мест. И все до одного стоя рыдают. Плачут навзрыд и взрослые, и дети. В зале стоял стон. И мы на сцене тоже плакали. Мы чувствовали, что все родились на одной земле и тысячи нитей нас связывают... Отец был счастлив».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх