На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 846 подписчиков

Парадоксы Сокурова

Александр Сокуров окончил исторический факультет Горьковского университета и вгиковскую мастерскую документального кино. Интерес к истории и умение работать с архивным и документальным материалом до сих пор являются определяющими чертами его режиссерской манеры. Как Тарковский, он умеет запечатлевать время – настоящее, прошлое, будущее, и это единственное, что роднит этих таких не похожих друг на друга, но часто сравниваемых режиссеров. И еще то, что обоих на родине продолжают считать элитарными режиссерами. Хотя если сложить всю прибыль, полученную с их фильмов за все время их демонстрации – а оно исчисляется годами и десятилетиями – они окажутся более коммерческими, чем многие жанровые полотна, оказывающиеся мало кому нужными и у нас, и тем более за границей.

Как это ни парадоксально, Сокуров является одним из самых кассовых и успешных российских режиссеров на Западе. Его "Русский ковчег" в свое время собрал в реальном мировом прокате немыслимые для отечественного фильма 10 миллионов долларов. Авторитет автора "Молоха", "Тельца" и удостоенного венецианского «Золотого льва» «Фауста» в фестивальном мире непререкаем: за новые картины Сокурова борются все главные кинофорумы мира, на их показах всегда гарантирован полный аншлаг.

В прошлом году Сокуров вновь потряс Венецию своей последней на сегодняшний день работой «Франкофония» - лирико-философским, документально-игровым кинематографическим эссе, в котором отражаются его излюбленные темы истории и культуры, их парадоксальных переплетений и влияний на человеческую жизнь.

Вдохновленный великой немецкой литературой, Фауст был снят на немецком, Франкофония – на французском, Русский ковчег – само собой, на русском. Французы, посмотревшие Франкофонию говорили, что гордятся своей страной – то же чувство испытывали и русские, выходившие с показа ... ковчега в Каннах. Русский европеец Сокуров каким-то ему одному известным образом входит в менталитет других культур, неустанно говорит о том, что на уровне культур непонимания и вражды не существует.

Его картины объединяет преклонение автора перед гуманитарными ценностями (которые он страстно отстаивает не только в кино, но и в жизни, защищая культурные памятники своего любимого Санкт-Петербурга), незаемная интимность отношений автора с историей, культурой и их творцами. Он и сам ощущает себя частью большой истории как таковой, истории российского кино в частности. Он один из тех немногих режиссеров, что творит с оглядкой на гениев отечественного кино, работавших до него – от Довженко до Тарковского. Имя Сокурова, несомненно, уже находится в этом ряду.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх