На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 830 подписчиков

Экономисты объяснили, почему нельзя сдержать инфляцию заморозкой цен

Цены на товары продолжают расти. Инфляция разгоняется по всему миру. Но что может быть проще в борьбе с ростом цен? Правильно - взять и заморозить их! Такое решение часто предлагают люди, далекие от экономики, но не чуждые политики. Они хотят заморозить цены то на продукты, то на лекарства, то на гостиницы в курортный сезон.

«Комсомолка» решила выяснить, возможно ли это и к чему приведет.

ТЫСЯЧИ ПРОДАВЦОВ И МИЛЛИОНЫ ТОВАРОВ

Вот в советское время было хорошо. Цены везде одинаковые, зарплаты - тоже. Стабильность. Правда, были в этой идиллии недостатки. Товары в магазинах стояли однотипные и не всегда качественные. А на «Жигули» было недостаточно накопить. Машину нужно было ждать несколько лет или выбивать по блату. При этом розничные цены на все определял не рынок, а вездесущий Госплан. Это во всех смыслах прошлый век, считают эксперты.

- Цена на любой товар или услугу - результат баланса спроса и предложения. В экстренных случаях государство может применять административные меры для фиксации цен, но это возможно лишь на очень короткое время. Иначе может возникнуть дефицит товаров, потеря конкурентоспособности такой продукции, даже черный рынок, - пояснили «КП» в пресс-службе Центробанка.

Тем более что совершенно не ясно, на каком именно уровне замораживать цены.

- Если гипотетически цены фиксируются на слишком высоком уровне, предприятия получают сверхприбыль. Если на заниженном - бизнес перестает быть привлекательным, предприятия закрываются или уходят в тень, возникает дефицит, - говорит Олег Москвитин, заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков Высшей школы экономики.

Еще одна сложность - большое число разношерстных продавцов и огромный ассортимент товаров. В России сотни тысяч торговых точек. У каждого магазина своя экономика - в зависимости от региона, стоимости аренды и других нюансов. Товаров - еще больше. Какая цена будет справедливой для этих огурцов? А для других? Какая для супермаркета, а какая - для овощной лавки на рынке? Какая летом, а какая - зимой?

Так и выходит, что ничего лучше рыночного ценообразования пока не придумали. Но как быть, если инфляция зашкаливает, а продавцы начинают этим злоупотреблять?

СПРОС ЕСТЬ, НО НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рост цен в этом году ошеломительный. И сильнее всего дорожают продукты. Даже мировой индекс показывает увеличение более чем на 30%. При этом российские власти этой весной фиксировали цены на сахар и подсолнечное масло. Но это помогло лишь на время. И лишь в крупных торговых сетях, с которыми государство договорилось. Товары длительного спроса (машины, квартиры, бытовая техника) тоже дорожают. Причем не только из-за курса доллара.

- Пандемия нарушила цепочки производства и транспортировки товаров. Именно на стороне производства сейчас самые серьезные проблемы. Автоконцерны приостанавливают конвейеры из-за нехватки микрочипов, те же проблемы у производителей бытовой техники и электроники, фармкомпании испытывают дефицит компонентов лекарств. Кроме того, люди уже не хотят тратить деньги на услуги, а предпочитают покупать товары. Сочетание сильного спроса и ограничений со стороны предложения генерирует высокую инфляцию, - говорят в пресс-службе ЦБ.

При этом, видя, как быстро растут цены, люди и бизнес начинают вести себя нерационально. Они видят завышенные цены, но все равно покупают. Потому что боятся, что завтра цены будут еще выше. А продавцы видят, что покупатели готовы платить любую стоимость, и пользуются этим, продолжая ее повышать.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТОП-КРАН

Как считают эксперты, чтобы побороть инфляцию, нужно действовать комплексно. Вот основные рекомендации.

1. Развивать конкуренцию

Чем больше будет производителей и продавцов, тем ниже будут цены для потребителей.

- Это ключевой, по-настоящему экономический фактор сдерживания цен. Развитие конкуренции - задача всех органов власти, - говорит Олег Москвитин.

Другими словами, нужно максимально облегчить жизнь всем, кто хочет заниматься бизнесом. Снизить налоги и убрать административные барьеры. Чтобы было так. Увидел очередь в кофейне - через месяц поставил рядом еще одну. Захотел найти ремонтную бригаду, а все хорошие специалисты расписаны на месяц вперед - организовал стройфирму. Не можешь найти редкий товар по доступной цене - нашел производителя в Китае и стал продавать через интернет.

2. Повышать ставки

В ЦБ уже стали влиять на спрос. Ключевая ставка, от которой зависят ставки в банках, выросла в полтора раза - с 4,25% до 6,75% годовых. В таких условиях становится выгоднее сберегать деньги и откладывать покупки на будущее, чем покупать что-то в кредит.

3. Помогать только нуждающимся

Фиксация цен - та же экономия. Если покупать сахар не за 60, а за 50 рублей, в кошельке останется десятка. Но тем самым можно навредить аграрию, производителю сахара, оптовому продавцу или супермаркету. Ведь кому-то в этой цепочке придется сработать в убыток. И скорее всего - самому слабому и беззащитному. В этом случае проще не фиксировать цены (что все равно почти невозможно), а дать дополнительную десятку нуждающемуся потребителю.

- Наиболее эффективный механизм поддержки - адресная социальная помощь. При определении размера такой помощи учитывается текущий уровень рыночных цен на базовые наборы продуктов питания и товары первой необходимости, - объясняют в ЦБ.

4. Увеличивать население

На производство и предложение влияет размер рабочей силы. Если в стране некому работать или квалификация этих людей хромает, цены будут высокими, а качество товаров и услуг - посредственным. Конкуренция должна быть и на рынке труда. Государство в этом плане уже работает. Поддержка семей с детьми стала одним из главных приоритетов в социальной политике. При этом пандемия ухудшила ситуацию - мигрантов стало меньше, а от ковида умерло двести тысяч россиян. Многие - в трудоспособном возрасте.

5. Контроль за монополиями

«Невидимая рука рынка» - это хорошо. Но на самотек ее отпускать тоже нельзя. Любой бизнес стремится к монополии как к самому простому способу извлекать сверхприбыль. А чем сильнее компания, тем проще ей давить мелких конкурентов. В России за работой корпораций следит Федеральная антимонопольная служба. На прошлой неделе она пригрозила штрафом двух крупным торговым сетям. И они тут же снизили цены на некоторые товары. Значит, механизм работает.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх