На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 865 подписчиков

Контроль соцсетей и работа со школьниками: какие уроки нужно извлечь после трагедии в Казани

Полностью исключить нападения на школы, колледжи, торговые центры и детские садики - невозможно. Увы. Отследить всех молодых людей, у кого в какой-то момент «замкнет мозги» и он пойдет убивать с ружьем ли, с топором ли или с ножом очень трудно (посмотрите историю нападения на школы за последнее десятилетние). Но можно минимизировать риски. У нас есть печальный опыт, который должен привести к пониманию технологий безопасности.

Об этом я говорил с опытными учителями, школьными администраторами, детскими психологами и психиатрами.

Вот итог наших бесед. Кратко. В виде инструкции.

Воспитание гражданской позиции

- Один из действенных инструментов предотвращения подобных ситуаций - гражданская позиция, - обоснованно считает директор столичной школы «Дмитровский» Вера Нилова. - Нужно понимать: если ты предполагаешь, что может случится что-то нехорошее - не молчи, заяви об этом. Ты можешь сберечь жизни людей. И этому нужно учить с детского сада, с младшей школы.

При этом важно еще объяснить ребенку, кому он может заявить, у кого найти поддержку. Мы же рассказываем маленькому человеку: если ты потерялся, нужно подойти к полицейскому, к сотруднику охраны в форме и попросить о помощи. Точно также нужно прививать правило - если в твоей группе, не важно, это реальная спортивная группа или группа в социальной сети, происходят подозрительные вещи - скажи об этом значимым для тебя взрослым. Вопрос здесь в том, является ли значимым взрослым учитель в школе, мастер производственного обучения или мама.

Что у нас в истории с казанским убийцей? Он шел в школу с ружьем наперевес. Его многие видели. Кто-то даже снял этот «проход» на видео. Значит, парень привлек внимание. Но почему не был сделан следующий шаг? Почему о подозрительном парне с оружием никто не подумал сообщить в правоохранительные органы?

Технология контроля соцсетей

Снова после трагедии в Казани раздаются призывы закрыть соцсети, ограничить в них общение детей. А то и обязать школьных учителей присматривать за постами своих учеников.

Я жестко против такого подхода. Соцсети, вообще современные средства коммуникации нам тут помощь. Это зеркало - пусть порой и очень кривое, но которое отражает мир. И в этих отражениях много чего можно увидеть. Напомню: в 2014 году десятиклассник Сергей Гордеев в московской школе № 263 убил учителя географии, сотрудника вневедомственной охраны и ранил полицейского. Но перед этим он разослал знакомым sms: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Казанский убийца завел свой телеграм-канал. Известны и другие истории, когда, готовясь совершить преступление, человек старается привлечь к нему внимание через соцсети.

Но может ли школьный учитель быть тут «уловителем подозрительного контента»? Конечно же нет. У учителя другая работа и не нужно на него навешивать лишнее.

А вот владельцы соцсетей и специалисты по кибербезопасности здесь могут серьезно помочь. Соцсети уже отлично научились отслеживать опасный контент. И эти технологии нужно совершенствовать, подключая к аналитике искусственный интеллект, нейросети, способные прошерстить и оценить тысячи постов в секунду.

Новые технологии нужно поверять еще более новыми технологиями.

Справились же с группами «синих китов»? Справились. И как только поднимается новая волна суицидальных групп - ее правильно и активно гасят. Справились и с самой эпидемией самоубийств, которая накатила на нас в 2011-2012 годах. В первую очередь с помощью грамотной работы с информацией.

Поиск «пограничников» - молодых людей, находящихся в состоянии «готовности» сорваться, совершить преступление - дело более сложное. Но возможное. Они точно оставляют сегодня цифровые следы.

Работа школьного психолога

Еще одно традиционное обвинение диванных «экспертов» в случаях, подобных казанскому, - а где были школьные психологи? (В нынешней истории - «А где психологи коллежа, из которого убийца не так давно вылетел?!»).

Нужно понимать - школьный психолог в данной истории, увы, помочь не может.

- Количество психологов, которое есть в школах, не способствует тому, чтобы психолог подробно и хорошо знал персонально каждого ученика. - объясняет директор Центра психологического консультирования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук Ирина Макарова. - Чтобы понять каждого ребенка и разобраться, зреет ли у него внутри агрессия, злоба, предложить помощь, чтобы справиться с нарастающим состоянием нужно очень много времени. Нужно наблюдать человека в динамике.

О том, что школьных психологов не хватает, разговоры идут уже лет пять точно. В 2016 году стараниями прежде всего академика Юрия Петровича Зинченко была принята «Концепция развития психологическои службы в системе образования в России скои Федерации на период до 2025 года». Но пока, как видим, результатов не много.

Сейчас один школьный психолог работает на 2-3 школы. А есть образовательные учреждения, где ставки психолога, даже крошечной, нет вовсе. А там где есть... Психолог приравнивается к учителю по зарплате и социальному статусу если его берут на работу как педагога-психолога. Если же оформляют только как психолога, то он не является педагогическим работником, на него не распространяется гарантия зарплаты, равной средней по экономике региона. Зачастую психолог получает в два-три раза меньше учителя. И максимум, чем он может заняться - раздать профориентационные анкеты и помочь детям с определением будущей профессии.

Мало того, большинство школьных психологов - это не клинические психологи, которые обучены распознать болезнь, которые знают, как работать с людьми с отклонениями. Максимум, что может сделать школьный психолог или медиатор - попытаться разобраться в конфликте, который вылился в травлю одного ученика другими, то, что сегодня называют буллингом.

Работа учителя, классного руководителя

Тут важнее внимание, наблюдательность, неравнодушие тех, кто постоянно работает с подростком - классного руководителя, учителя, важна позиция одноклассников.

- Чаще всего подобные чудовищно жестокие ситуации шокируют еще и тем, что уж от этого человека никто ничего подобного не ожидал, - продолжает Ирина Макарова. - Это все скрыто, сжато где-то внутри. А потом происходит взрыв. Нет таких психологических тестов, инструментов, которые могут обнаружить внутренний заряд, который с каждым днем нарастает и приобретает злобную и агрессивную мощь.

Но, утверждают специалисты, заметить отклонения в поведении можно.

- Вот он тихо сидит на перемене в углу, а потом проходящего мимо одноклассника взял и пнул в живот, - продолжает руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Ермолаева. - Или сидит тихо, а раз в полгода берет и выкрикивает что-то на уроке или на перемене. Есть несколько тревожных критериев. Ребенок замкнут и в то же время демонстративен в некоторых проявлениях агрессии и жестокости.

Что делать в этом случае? Опять же не молчать, не надеется, что перерастет. Учителю, который обратил внимание на подобные отклонения, нужно сообщить о своих сомнениях директору или зам директора. Затем нужно аккуратно поговорить с родителями (далеко не каждый родитель готов отвести своего ребенка к психиатру) и предложить показать ребенка специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Здесь работают клинические психологи, подростковые психиатры. Они помогут не довести дело до беды.

Это я рассказывал о тех мерах в обществе, которые должны помочь раскинуть сеть (в самых разных смыслах этого слова) и выловить тех ребят, которые потенциально могут пойти на серьезное правонарушение, начать с ними работать до того, как произойдет выплеск агрессии.

А что делать если ситуация обострилась?

Регламент

Министр просвещения Сергей Кравцов, вылетевший в Казань и на месте разбиравшийся в ситуации, подчеркнул: еще больших жертв удалось избежать благодаря мужеству учителей и директора.

А я бы добавил - не только мужеству, но и тому, что они действовали четко по регламенту.

Этот регламент и другим школам нужно выучить назубок. Обратите внимание - директор 175-й гимназии по громкой связи предупредил о ЧП. Большинство классов тут же закрыли двери и забаррикадировались. Постарались собрать ребят в классе. Не стали выбегать в коридор посмотреть, что же стряслось, как бывало в подобных ситуациях раньше.

Что было ошибкой - часть детей стала прыгать из окон третьего этажа и получили травмы.

В ситуации угрозы террористов или каких-то других экстремальных вызов нужно первым делом перекрыть вход в класс. И связаться со специалистами, которые могут скоординировать эвакуацию. Они находятся снаружи здания и оценивают то, что происходит по всему периметру.

И, конечно, не допускать панику.

- В любой экстремальной ситуации важно соблюдение одной вещи - принятого заранее детально продуманного регламента, - подчеркивает Вера Нилова. - Чем четче отработан регламент, тем минимальнее будут последствия. Я считаю правильным ежегодным перед первым сентября и несколько раз в год проводить инструктаж, когда мы напоминаем коллективу, ребятам, как действуем в тех или иных ситуациях. В школе висят памятки, которые дают возможность детям запомнить, что он делает при наступлении, не дай бог, возгорания в школе или какого-то другого ЧП.

- Может тренировки проводить по реакции на террористическую угрозу - проводятся же тренировки противопожарные.

- Да, такие тренировки возможны. А вот от инсценировки я бы точно воздержалась.

- Помню, в одной из школ, кстати, решили поучить ребят и устроили инсценировку с захватом заложников. По-моему, родители до сих пор с валидолом ходят.

- Главное - чтобы учителя и школьники знали, что регламент есть. И, кстати, он достаточно подробно описан в курсе ОБЖ.

И о тревожности

Что еще опасно в кризисных ситуациях, подобных трагедии в Казани. Есть особенно впечатлительные люди, сердцем принявшие, включившиеся в историю с расстрелом школы. Вчера во многие школы, даже не находящиеся в Татарстане - в Москве, во Владивостоке, Екатеринбурге - звонили родители, чтобы выяснить насколько обеспечена безопасность в своих образовательных учреждениях. Некоторые даже не пустили детей на уроки.

- Происходит вторичная травматизация, - объясняет Анна Ермолаева. - Люди как бы становятся участниками процесса. Они проходят через те же этапы кризисной ситуации, как и непосредственные участники событий. Особо впечатлительные даже могут создать себе такую же степень остроты восприятия.

В результате атмосфера нагнетается. И возможно срабатывания того, что специалисты называют законом парных случаев. Кто-то, посмотрев, как по всем информационным каналам показывают казанского убийцу, как ведут допрос, как раскручиваются все подробности его личной жизни, тоже могут захотеть подобной страшной «славы».

- В школах есть дети, которые потенциально могли бы что-то подобное совершить. И есть некоторый фактор риска того, что кому-то из них тоже захочется, чтобы вся страна обсуждала его поступок. Он припишет преступнику собственные мотивы, сочинит красивую легенду, почему он так поступил. И может «выстрелить». История еще не закончена. Поэтому именно сейчас нужно всем, и в первую очередь учителям и родителям подростков, проявлять бдительность и осторожность.

Взрослым нужно, конечно же, сопереживая жертвам, включать рационализацию. Трагедия произошла в Казани. Но это совершенно не значит, что подобная трагедия может повториться в других городах. И это понимание - тоже элемент построения собственной безопасности.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх