На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 845 подписчиков

Профессор Юрий Вяземский: «У наших детей должен быть базовый уровень знаний»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это документ, в котором прописаны нормативы для такого тонкого процесса, как обучение. По сути — основа основ. Не удивительно, что изменения в ФГОС, представленные Министерство образования и науки, вызвали широкий резонанс в обществе. Но стоит хотя бы немного углубиться в проблему, как станет понятно, что изменения эти назрели давно.

УЧИМСЯ ВРАЗНОБОЙ

Действующие стандарты внедрили в 2010 году, и почти сразу они начали вызывать вопросы и у преподавателей, и у родителей учеников. Дело в том, что документы эти слишком вольные и свободные. Они лишь дают общие установки, а что и в какой последовательности изучать, решает сама школа. Такой подход приводит к ситуациям, когда знания нового в школе ребенка не совпадают с тем, что успели освоить его одноклассники.

- Обновление ФГОС необходимо и необходимо срочно. Проблема в том, что у нас в стране нет единого образовательного пространства. В одних школах преподают так, в других эдак, - уверен заведующий кафедры мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ профессор Юрий Вяземский. - Я однажды заглянул к коллегам на экзамен по русской литературе. И там была девушка, она ничего не знала про «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого. Ни на один вопрос не смогла ответить. Но когда я поговорил с ней после экзамена, оказалось, что она очень хорошо знает Серебряный век: увлекается Велимиром Хлебниковым, цитирует Ходасевича. И таких примеров тысячи, когда образование у наших детей с какими-то дикими лакунами.

В условиях, когда глава государства поставил задачу сформировать единое образовательное пространство, такой разнобой просто недопустим. Поэтому чиновники и эксперты, засучив рукава, принялись за новые документы.

Работа была проделана титаническая. Над новым ФГОС трудилось 300 специалистов, в том числе эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета. Больше того, спросили мнение самих школьников, которым предстоит осваивать предусмотренный стандартом знания.

- В рабочую группу входили даже физиологи детства. Это говорит об ответственном подходе, - отметил Юрий Вяземский.

НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ

- Обновление ФГОС нацелено не на структурные изменения, а на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету, - объяснила министр образования страны Ольга Васильева 21 марта на заседании Совета ведомства по федеральным государственным образовательным стандартам. - У нас есть поручение Президента о создании единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает три вещи: стандарты, учебники и экспертизы учебников, и это все взаимосвязано. Подчеркну, что добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие.

Один из главных аргументов против нового стандарта — он якобы ограничивает свободу учителя.

- Подобные доводы критиков звучат достаточно наивно. Разве преподаватель король? Нет, он должен заложить основу, а потом уже углубляться в интересные ему детали. У школьников должен быть некий базовый уровень. Они просто должны это знать, - заявил «КП» Юрий Вяземский.

Стоит отметить, что содержание рассматриваемого ФГОС рассчитано примерно на две трети учебного времени. Оставшаяся треть остается на усмотрение учителя.

- Мы должны понимать, в чем действительно заключается творчество учителя. Вряд ли оно состоит только в том, чтобы определять, когда, в какой год обучения должна изучаться та или иная тема по учебному предмету. Подлинное творчество учителя проявляется в формах организации урока, разнообразии методик, которые он применяет на уроках, - прокомментировала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

По итогам голосования членов Совета проект ФГОС начального общего образования большинством голосов принят без изменений. Проект ФГОС основного общего образования будет доработан с последующим повторным рассмотрением, при этом ни один член Совета не проголосовал за отклонение его принятия. Предложения по доработке проекта ФГОС основного общего образования будут внесены до 28 марта.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх