На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 850 подписчиков

Первое частное научное судно «Картеш»: За сокровищами на Новую Землю! 

Когда мне предложили познакомиться с владельцами первого в России частного научно-исследовательского судна (то есть по-ученому, НИСа), я решил, что это шутка. Это вам не нефтяной танкер, не роскошный лайнер и не пафосная яхта. Кому в голову придет брать на себя такие хлопоты и немалые расходы? «Нет, точно. Не веришь? Позвони!» И я записал номер телефона.

...Сергей Бедаш худощав, жилист. Ему чуть за сорок. Первым делом он, словно тузы, раскладывает на столе фотографии лежбища моржей и скал, торчащих из темно-синих вод:

- Угадайте, где это было снято? Правда, похоже на Сицилию? А это наша Новая Земля!

Мы сидим очень долго. Час, второй, третий. И не можем наговориться. Я знаю сколько наших НИСов не выжили в 90-е и 2000-е, ушли на металлолом. Я был последним, кто поднимался на борт гордого красавца «Юрия Гагарина» прежде чем его отправили в Индию на переплавку. А это судно - плавучий ЦУП - принимало сигналы с космических станций и было настолько мощным, что когда в 100-тысячном портовом Ильичевске из-за бури вырубилось электричество, к системе энергопитания подключили дизели «Гагарина» и дали свет городу. После развала СССР «Юрий Гагарин» достался Украине. Впрочем, суда космического флота, оставшиеся в России, списали примерно в те же годы. Для меня, в детстве с одесского пляжа любовавшегося шарами-антеннам приходившего на рейд строгого «Космонавта Владимир Комаров», потеря умных судов как потеря близкого человека.

НИС «Картеш», названный в честь мыса в Белом море, где «живет» биостанция питерского Зоологического института (ей же он и принадлежал поначалу), «на иголки» вообще должны были списать дважды. Когда в 80-е годы прошлого века на нем выходили в море ученые, корпус судна был тогда белого торжественного цвета, как парадная рубаха матроса. Но пришли 90-е...

«Картеш» спасли дайверы - его купил Подводный клуб МГУ. Судно отремонтировать и покрасили в романтичный синий цвет. «Картеш» весело выходил на дайвинг-сафари в Белое и Баренцево моря. Пока кризис 2009-го не подкосил туристическую отрасль.

«Картеш» три года гнил у причала. Его исключили из регистра морских судов...

- Я выходил на «Картеше» в 90-е. Поэтому так тяжело было с ним расставаться, просто сердце болело. - объясняет Сергей Бедаш. - Но я понимал: чтобы судно оживить нужна идея. Ради чего люди будут давать деньги на его восстановление? Тогда я придумал для «Картеша» научно-просветительский проект.

- Но деньги-то нужны были немалые...

- Не такие уж большие. Примерно столько, сколько стоит двушка в спальном районе Москвы, - тушуется Бедаш. - Я вложил то, что у меня было, друзья помоги, фотографы, которым мы предложили выходит с нами, чтобы снимать северную природу. Яхта какого-нибудь олигарха дороже стоит!

И чудо случилось. В 2014 году «Картеш» снова вышел в море! На этот раз его корпус покрасили в красный цвет. Получились символично: три периода в жизни судна - три цвета российского флага - белый, синий, красный.

Чунга-чанга...

И тут оказалось, что времена изменились и «Картеш» нужен стране именно как НИС! Ученым - океанологам, биологам, географам, сейсмологам. Нужен историкам. Нужен жителям прибрежных поселков. По хлопотам, которые на него свалились, «Картеш» стал напоминать главного героя мультика «Катерок» - кораблик, который развозил по островам всякие полезные вещи (помните песенку из мульчика про «Чунга-Чангу»?).

- Мы даже не представляли сколько еще неизведанного в Арктике! - говорит Бедаш. - Есть районы, где только однажды - в 40-50-е годы прошлого века высаживались ученые...

- Например?

И Сергей рассказывает об одной из загадок, с которой столкнулись исследователи за две прошедшие навигации. На острове Вайгач есть лежбище редких атлантических моржей. Пляжатся там около 800 особей. Но... одни самцы. Где в это время находятся самки с детенышами? Ученые пожимают плечами: «Где-то там!»

В прошлом году биологи уставили на бивнях моржей спутниковые метки, чтобы изучить пути их миграции. И выяснились вообще удивительные вещи: у наших моржей разные характеры. Большинство - домоседы, недалеко отплывут от острова покушать и возвращаются назад. Но есть и колумбы, которые плавают аж в Гренландию, в Канаду. Зачем?

- Хотим исследовать белых медведей. О них тоже - не поверите - мало что известно! - продолжает Сергей. - А крабы...

И рассказывает другую драматическую историю. Оказывается, лет тридцать назад в Баренцево море выпустили дальневосточных крабов - чтобы со временем и на севере его добывать. А пока краб приживался ввели жесткие законы, ограничивающие его лов. Краб расплодился, подмяв под себя местную экосистему. Теперь тралы рыбаков, добывающие традиционную северную треску, на половину забиты крабом. Их выбрасывают обратно в море - нет лицензии на лов обнаглевшего гостя. А краб уже каким-то чудом забрался и в Белое море...

- Мы хотим провести исследования краба за свой счет. Северные моря нужно спасать! - хмурится Сергей.

Как и многих романтиков, ребят, восстановивших «Картеш», вдохновлял знаменитый исследователей морей Жак Ив Кусто. Но что для меня важно - они романтики, но не альтруисты. Первый частный НИС сам зарабатывает себе на жизнь! У институтов появились деньги на научные исследования. Компании, которые разрабатывают шельф, обязаны отчитываться насколько их работа влияет на природу.

- На судне поставили новое навигационное оборудование, тралы, современную аппаратуру, - гордится научный руководитель «Полярной экспедиции «Картеш», зам декана геофака МГУ Михаил Токарев. - Теперь оно одно из самых востребованных в Арктике!

«Привезли деду подсолнухи»

Параллельно с исследованиями команда «Картеша» успевает помогать жителям прибрежных поселков, заниматься историей арктических походов русских мореплавателей. И это плюс частного судна. Можно заниматься всем, что кажется важным.

- Мало кто в прибрежных поселках - таких как, например, прозвучавшая недавно в фильме «Левиафан» Териберка - уезжали дальше своей малой родины, - объясняет Бедаш. - А мы привозим им фотовыставки, рассказывающие о жизни в нашей стране. В прошлом году дед-ненец выпросил у нас фотографию с подсолнухами. Он думал, что это цветы, даже не представлял, что это сельскохозяйственная культура.

Выставки фотографий «Полярная экспедиция «Картеш» устраивает в Архагельске, Мурманске, Москве, Нарьян-Маре.

- В 2014 году - а это год столетия возвращения выживших членов экспедиций Седова и Брусилова, в поселке Рында, где они высадились, мы установили памятный крест, флагшток с российским флагом и памятную гранитную доску, - рассказывает Сергей.

Наши «пиастры»

Главная цель «Полярной экспедиции «Картеш»-2016, которая начнется через несколько месяцев, - Новая земля.

- Если у обычного человека спросить, как вы представляете Новую Землю, скажут - там льды, камни... - рассказывает Сергей. - А там все по-другому. В прошлом году мы ненадолго высаживали ученых и фотографов на южном острове архипелага в районе мыса Саханин. Фантастические виды! В этом году высадим десантную группу и впервые отправимся вглубь острова. Места там необычные. Много, например, белых медведей.

- Это наш остров сокровищ? - интересуюсь я.

- Настоящие сокровища - это не пиастры в пиратском сундуке, - задумывается Бедаш. - Это наша природа, наши моря, животные, которые там водятся...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх