На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 851 подписчик

Как обломали «стальные руки - крылья». Последний текст легендарного Леонида Репина

Не стало легендарного журналиста «Комсомольской правды» Леонида Репина. Он проработал в газете более шестидесяти лет. И ушел, как настоящий профессионал, успев передать материал в номер.

Публикуем текст из авторской рубрики "Свидетель истории". В последний раз...

Хорошо помню, как тогда начинал звучать новый день, когда шла Великая Отечественная. Ровно в 6 утра - хоть летом при восходящем солнце, хоть зимою - в полную темень, у нас дома, из постоянно включенной «тарелки» - сначала звучал Гимн, потом вести с фронтов и всенепременно, раньше или позднее, включали бодрую песню «Все выше и выше!» - про летчиков, про авиацию, которую вождь любил откровенно и считал своим детищем. Потому и неустанно крутили по радио ту бодрую песню. Там были такие слова: «... нам даны стальные руки-крылья, а вместо сердца - пламенный мотор!». Мы понимали, конечно же, что аллегория, но все-таки не хотелось мотора вместо живого-то - сердца... А «стальные руки-крылья...», ну, во-первых, крылья стальными никогда не делали, а вот стальные руки... Это уже по-нашему. И понимай песню, как жизнь подскажет.

СГУЩАЛИСЬ ТУЧИ

Гроза стала собираться за горизонтом гораздо ранее. Шла Великая Отечественная, 1943 год, май. Уже одержаны победы под Курском и Сталинградом. Враг дрогнул как никогда прежде, потому что дошло все-таки: надо ноги уносить, пока они еще ходят.

В Москве жизнь по-прежнему напряжена, войною она живет, но потихоньку кое-где в ней затеплились огоньки прежней жизни - открылись коммерческие рестораны, стали поговаривать о возвращении театров из эвакуации...

В майские дни 1943 произошли события, широко обсуждавшиеся в кругу военных и в газетах никак не отмеченные: командующий Военно-воздушными силами СССР А. А. Новиков представил Верховному Главнокомандующему докладную, где говорилось о «пьянке и разгуле» младшего сына вождя - Василия, и предлагалось снять того с поста командира истребительного полка. Что Сталин и сделал. Сын попытался пробиться на разговор к отцу, но тот встречаться не пожелал.

Два года в войну отец с сыном не виделись. Вождю было не до него, а Василий затаил жуткую обиду и воспылал жаждой мщения главному своему обидчику - маршалу Новикову. Не будь той докладной...

И только во второй половине 1945 года - за границей - в поверженной Германии Сталин встретился с полковником Василием Сталиным. Это произошло в Потсдаме, куда вождь прибыли на конференцию руководителей трех держав-победителей, чтобы обсудить дальнейшую судьбу побежденной страны. Василий пребывал неподалеку от Берлина, как командир расквартированной там авиадивизии истребителей.

Вот тут Василий и сделал решительный шаг: доверительно - и вполне откровенно - высказал отцу, что в авиационных частях «бьется много летчиков, потому что командование ВВС (а командует-то он, Новиков) принимает в строй истребители ЯК-9 с опаснейшими дефектами и про катастрофы утаивает. Кроме того, раскрывал Василий неизвестную отцу ситуацию, именно Новиков скрыл от вождя факт, что к концу войны Германия опережала Советский Союз в создании реактивных самолетов. Точнее - у нас их не было, а у немцев были.

Москвичи уже видели к тому времени немецкие реактивные истребители на трофейной выставке в парке Горького и недоумевали, на них глядя, как может летать такой самолет - безо всяких привычных моторов и винтов: закопченные огнем до черна отверстия в крыльях и все...

И как отреагировал Верховный Главнокомандующий на возбужденный доклад давно ждавшего такого случая сына? Он поступил дальновидно: решил серьезных мер покамест не предпринимать, услышанное от сына перепроверить. Однако Госкомитет обороны объявил Новикову выговор «за невнимательные отношения к сигналам о серьезных дефектах самолета ЯК-9 с мотором ВК-107А». Поскольку именно из-за этого двигателя и происходили несчастные случаи во время войны. Летчики шли в бой на машине, вверяя ей свою жизнь...

Не тронул Сталин тогда Новикова. И даже наградил его второй Золотой Звездой Героя Советского Союза «За вклад боевой авиации в разгром Японии».

Судя по всему, Василий был раздосадован. Обиду, нанесенную Новиковым, забыть не мог, и к тому же, дело-то было правое! Возможно, он где-то, разговаривая с отцом, и сгустил краски, но по сути-то прав был: гибли летчики в бою не только от вражеских пуль, а из-за скрытой угрозы в своем самолете... Во всяком случае, Василий решил усилить позиции в атаке на Новикова и стал искать союзника. Это не заняло много времени, поскольку такой человек был рядом: конструктор злополучных «яков» Александр Сергеевич Яковлев, по совместительству еще с довоенного времени - замнаркома авиапромышленности по опытному самолетостроению и науке. Знал Василий, что отец к мнению молодого, но давно знаменитого авиаконструктора всегда прислушается.

А у Яковлева были свои резоны объединиться с Василием. Они давно дружили семьями. И Яковлев часто бывал в Зубалове, на даче Василия. Яковлев давно добивался смещения своего непосредственного начальника по Авиапрому Алексея Шахурина. Вместе эта «спарка» (как называли двухместный тренировочный самолет) Василия Сталина и Александра Яковлева сложилась в грозную ударную силу. Цели у них были разные: Василий метил в Новикова, Яковлев - в своего недруга Шахурина, а оба они добивались изменения положения в авиапроме в лучшую сторону - следуя велению времени.

БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ

Яковлев обсуждал со своим непосредственным начальником Шахуриным отставание СССР от Германии в области реактивной авиации. У каждого из них был свой взгляд и свое отношение: Яковлев предлагал конструировать и строить советские реактивные самолеты - как истребители, так и тяжелые. Шахурин же хотел - и о том докладывал Сталину, наладить производство трофейного немецкого самолета МЕ-262 - гораздо быстрее получится, на первом этапе - надежнее.

Сталин выжидал до тех пор, пока 6 сентября 1945-го ему не положили на стол записку Яковлева, где прославленный конструктор выражал «серьезную тревогу из-за того, что у нас нет своих реактивных самолетов». И обвинял в том ... конечно, Шахурина.

Сделаем здесь небольшое отступление, но по теме. Еще в дни войны, в 1944 году Яковлев напечатал в «Правде» статью под названием «Конструктор и война», где уверял, что немецкие реактивные самолеты - не иначе как «авантюра проигравших», и немцы пошли на это, поскольку не выдерживали мощного наращивания советского самолетостроения. Мог бы Шахурин о статье Сталину напомнить, но он этого не сделал, когда его и Яковлева вождь вызвал в Кремль.

Более часа продолжалась эта встреча и, надо признать, Сталин принял правильное решение: строить свои реактивные самолеты ЯК-15 и МИГ-9.

На том и разошлись. Вполне мирно все это выглядело. И Шахурин облегченно вздохнул, хотя, вероятно и ждал, что этим дело не обойдется. Должно громыхнуть. Не тот человек вождь, чтобы молниями попугивать.

И ГРЯНУЛ ГРОМ...

За два дня до начала первого послевоенного года на Политбюро Сталин неожиданно предложил снять Шахурина с должности наркома. Дабы усилить тяжесть выдвинутого обвинения в отставании советской авиации в области реактивной техники, вождь использовал свой же популярный прием: бывшего наркома обвинили, что тот слишком злоупотреблял трофейным имуществом и, в частности, вывез из Германии для себя лично аж 7 легковых автомобилей. А у супруги нашлась уникальная коллекция западноевропейского и китайского фарфора. Но это только так, к слову. Главный удар был впереди.

В праздничный день 23 февраля Сталин через Политбюро приказал немедленно снять с работы заведующих отделами самолетостроения и моторостроения Управления кадров ЦК ВКПБ А. Будникова, Г. Григорьяна, а также и начальника НИИ ВВС А. Репина - они же проглядели выпуск самолетов с браком! И только 7 апреля пришли за Шахуриным.

Командующий ВВС маршал Новиков понимал, разумеется, что в такой ситуации ему не избежать, как минимум, такой же участи. И не ошибся: маршала арестовали последним, 23 апреля. Ранее взяли члена военного совета ВВС Н.Шиманова и начальника Главного управления заказов ВВС Н.Селезнева. Следствие по авиационному делу Сталин поручил начальнику Главного управления контрразведки СМЕРШ В. Абакумову - дело куда уж серьезнее складывалось, тот подключил свои главные силы, и всего за три месяца развил следствие до конца, приготовив обвинительное заключение, где говорилось: «... вступив друг с другом в преступный сговор, они при потворстве кураторов из аппарата ЦК ВКП(б) в течение предшествовавших 35 лет оснащали военно-воздушные части бракованной авиатехникой, что сорвало 45 тыс. боевых вылетов и привело к 756 авариям и 308 катастрофам самолетов»,

Цифры кажутся ужасающими... И завышенными. Однако поди проверь...

Гром грянул 11 апреля, когда Сталин отправил членам и кандидатам в члены Политбюро письмо с разоблачением «крупного антигосударственного заговора». Суть его: «... фронт получал недоброкачественные самолеты, и расплачивались за это своей кровью наши летчики».

ПОСЛЕ БУРИ

Шахурин, впрочем, как и все остальные, перенес обвинение мужественно, никого за собой не потянул, взял основную вину на себя. Произнес на суде: «Показания в ходе предварительного следствия я полностью подтверждаю. Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика... Имея сигналы с фронтов о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность Председателя Госкомитета обороны и в этом мое самое тяжкое преступление. Я признаю, что 800 самолетов оказались совершенно негодными».

По ходу следствия выявилась одна из причин брака, которая в тех условиях была неизбежной: на предприятиях, выпускавших самолеты, работало много зеленых подростков. И вообще - детей, которым, чтобы дотянуться до станка, приходилось ставить под ноги ящики. Да еще и опыта никакого, да еще работа без каких-либо норм, ребята часто после смены засыпали тут же, неподалеку от станков. Понятно, что сознательного вредительства не было. А виноватым более всех оказался Шахурин. И Новиков, который знал о неполадках и катастрофах. Но исправить ситуацию во время войны не мог.

Приговор по тем временам, наверное, можно считать достаточно мягким: совершенно спокойно Сталин мог бы всех и расстрелять.

Главному обвиняемому Алексею Шахурину дали 7 лет, остальным от 6 до 2 лет лишения свободы, с конфискацией имущества.

Года через четыре после вынесения приговора по авиационному делу Сталин, у которого видно, в душе все-таки что-то свербело, по воспоминаниям Хрущева, как-то обратился к Берии и Маленкову, которые тоже этим делом занимались: «Ну, что же они сидят, Новиков и Шахурин? Может, стоит их освободить?» А уж эти-то двое знали, когда нужно отмолчаться. Так и сделали, зная подковерные привычки «хозяина», поступили по-своему правильно: как ни ответь, не угадаешь, как среагирует вождь. Прошло еще какое-то время, и снова Сталин спросил их же: «Подумайте, может, их освободить? Работать еще могут».

Не освободили...

Ровно через семь лет, день в день, перенеся в тюрьме тяжелый инфаркт, Шахурин вышел. Ему возвратили все награды и звания. Новикова освободили лишь через год после истечения срока - безо всяких объяснений. После командовал дальней авиацией, был избрал депутатом Верховного совета страны. Ушел из жизни в 1976 году в 75 лет.

Шахурина после смерти вождя назначили замом министра авиапрома СССР. Умер в 1975 году, в 71 год.

Александр Сергеевич Яковлев разработал многие типы реактивных самолетов, военных и пассажирских, всего более ста. И написал множество книг. Умер в 1989 году, прожив 83 года.

Василий Сталин закончил жизнь огорчительно нескладно. После смерти отца повел себя неразумно, попал в заключение, отсидел 8 лет. И умер в 1962 году, одиноким, никому не нужным человеком... Всего 41 год ему был.

О об «Авиационном деле», поломавшем множество судеб, предпочли забыть...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх