Комсомольская правда

103 517 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    за попытку окупится увеличивать срок работы дворником или асенизатором.Участников несанк...
  • Александр
    за попытку окупится увеличивать срок работы дворником асенизатором.Участников несанк...
  • Александр
    мошенник и брехун и полное ничтожество. ему даже отвечать западло. .Илон Маск приглас...

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Поезд мчал меня из Мадрида в Барселону, а я думал о России. Пока за окном выжженная пустыня Арагона сменялась вечнозеленым ковром Каталонии, мыслями уносился я на просторы Среднерусской равнины и рассуждал: вот что за хрень?! В Испании я за 2,5 часа пролетаю на поезде 620 км, а по российской железной дороге за это время я даже не успею доехать из Орла в Брянск, хотя расстояние там - в пять раз короче. Эх, нам бы такие поезда! Жили бы люди на своей земле, ездили на работу в соседние города и не помышляли об эмиграции в Москву.

Оказывается, к такому же выводу пришли серьезные ученые - кандидат технических наук, вице-президент Международного союза общественного транспорта Александр Поляков и кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ Тарас Вархотов. В издательстве «Эксмо» выходит их книга «Terra Urbana», где авторы доказывают: обустроить Россию (ту, что лежит за МКАДом) нам мешает невозможность быстро добраться из пункта А в пункт B. Вернее, даже так: из пункта А в пункты B и C.

Три в одном

Полностью название книги звучит так: «Terra Urbana: города, которые мы п...м». А уж что за слово скрыто многоточием - построим или потеряем - зависит только от нас.

- В 2013 году в России было 1128 городов. Сейчас их 1098. То есть всего за восемь лет мы потеряли больше ста городов. При этом население 801 города снизилось, - рассказывает один из авторов книги Александр Поляков. - Но все это касается только небольших городов. Крупные, наоборот, растут; появляются новые миллионники и в них возникает все больше проблем - и транспортных, и социальных. Поэтому мы и задались вопросом: как сделать так, чтобы прекратился отток населения из небольших городов?

Отсюда и родилась идея, которую авторы книги назвали латинским словом синурбия - убранистическая система будущего. Синурбия, или треугольная агломерация - это «транспортный треугольник»: три небольших города, объединенных скоростной железной дорогой.

«Если три города, расположенных на сопоставимых расстояниях друг от друга, соединить скоростными транспортными коридорами и обеспечить быстрое, комфортабельное и удобное людям пассажирское сообщение, то эти города станут единым социальным пространством. Свобода и удобство перемещения как бы устраняют расстояние между городами: то, что удобно достижимо за приемлемое время, - это близко», - пишут авторы книги Terra Urbana.

Одноэтажная Россия

Чтобы три населенных пункта (А, B и C) стали единым «треугольным городом», должны выполняться три условия.

1. Расстояния между каждыми двумя городами треугольника должны быть примерно одинаковыми. Именно поэтому авторы книги остановились на треугольной схеме. В четырех- или пятиугольнике вершины не могут находиться на одинаковом расстоянии друг от друга.

2. Суммарное население этих трех городов должно быть не меньше миллиона человек. Почему миллион? Давайте смотреть правде в глаза: если соединить три маленьких захудалых городка в мегадеревню, прока не будет. А более крупные города помогут развиваться и друг другу, и небольшим соседним населенным пунктам.

Понятно, что в Сибири с ее огромными расстояниями между городами таких треугольников много не нарисуешь. А вот для европейской части России модель очень даже актуальна. Побродив по карте страны, авторы насчитали 72 города, которые можно объединить в 24 таких треугольника (крупнейшие мегаполисы во главе с Москвой туда не вошли - они и так неплохо развиваются). Вот несколько примеров:

- Ярославль + Кострома + Иваново (1,5 млн человек)

- Воронеж + Липецк + Тамбов (2 млн человек)

- Тула + Калуга + Рязань (1,4 млн человек)

- Хабаровск + Биробиджан + Комсомольск-на-Амуре (1 млн человек)

- Новокузнецк + Барнаул + Бийск (1,4 млн чел)

- Ижевск + Набережные Челны + Нефтекамск (1,7 млн человек)

3. Дорога из любой точки города А в любую точку города B или C должна занимать не больше часа, максимум - полтора.

Возьмем для примера треугольник Курск + Старый Оскол + Белгород (1,2 млн человек). Расстояние между городами по прямой - от 118 до 129 км. Сейчас самый быстрый поезд между этими городами идет почти два часа - возмутительно долго! Если запустить скоростные поезда, примерно за час можно будет добраться из дома в Курске до офиса в Старом Осколе или Белгороде. И тогда можно смело искать работу не только в своем городе, но и в каждой из других «вершин треугольника». Ну и зачем вам тогда эта Москва?

И речь не только о работе. «Быстрота и удобство перевозок формируют единое пространство, в котором можно жить в одном городе, работать во втором, а по вечерам тренироваться в любительской футбольной команде в третьем», - пишут авторы.

Допустим, в городе А есть сильный вуз, в городе B - хороший театр, в городе C - прекрасный парк развлечений. «Если объединить социальное пространство городов А, В и С в синурбию, обеспечив доступность находящихся в каждом из городов объектов социальной инфраструктуры для жителей всех трех городов, то мы получим полноту инфраструктурной обеспеченности» - пишут авторы книги. Проще говоря, если раньше жители города А влачили жалкое культурное существование без хорошего театра и парка, то их страданиям будет положен конец: теперь они получат в свое распоряжение всю инфраструктуру соседей. А жить продолжат на своей земле, плодиться и размножаться.

- Такой «треугольник» объединит преимущества мегаполиса и прелести жизни в небольших городах: много зелени, отсутствие загазованности, общение с давними друзьями и соседями, возможность жить в частных домах, - говорит Тарас Вархотов. - Все это позволит и увеличить рождаемость. В крупных городах есть серьезный сдерживающий фактор: задумываясь о ребенке, семья встает перед проблемой, что ей нужно поменять квартиру на более просторную. В небольших городах - особенно в частном секторе - расширить жилплощать намного проще и дешевле.

Где взять деньги

И вот мы подошли к той границе, которая отделяет реальную экономическую модель от утопии. Потому что многие отличные идеи у нас разбиваются о финансовый вопрос.

Вот простой расчет. Билет из Белгорода в Курск стоит 325 рублей. В месяце 22 рабочих дня. Соответственно, в месяц за билеты туда-обратно работающий в Курске белгородец выложит 14300 рублей. Для него это немалые деньги: почти треть средней зарплаты по области.

Авторы книги считают: без субсидий от государства, которые будут покрывать транспортные расходы, не обойтись. Но только на первом этапе. Когда три города окончательно сольются в транспортный треугольник, каждый день туда-обратно будут сновать десятки тысяч человек. Затраты перевозчика на каждого пассажира уменьшатся и тарифы снизятся.

Другая статья расходов - инфраструктура: во многих местах нужно ремонтировать рельсы, прокладывать подъездные пути, запускать новые поезда.

- В России много национальных программ - развития железнодорожного и автомобильного транспорта, поддержки семьи и т. д. На них заложены триллионы рублей, и синурбии хорошо вписываются в эти программы. Поэтому во многих случаях дополнительные средства не понадобятся - достаточно перестроить философию национальных программ, чтобы они помогали развитию транспортных треугольников, - говорит Александр Поляков. - К тому же мы не предлагаем создавать синурбии в чистом поле. Зачастую для объединения городов в «треугольники» достаточно уже существующего железнодорожного сообщения. Например, еще недавно электричка ехала от Костромы до Ярославля 1 час 50 минут. А теперь - 1 час 5 минут. Для этого понадобилось всего лишь изменить расписание.

Так что строить инфраструктуру с нуля во многих случаях не понадобится. Поэтому и денег на создание «треугольников» нужно куда меньше, чем может показаться.

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

Помогут ли российской провинции выжить скоростные железные дороги

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх